Эмоциональный интеллект
В становлении личности и социализации ребёнка важную роль играет эмоциональный интеллект (ЭИ)
Эмоциональный интеллект – это способность понимать и управлять своими эмоциями так же, как и эмоциями других людей таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту.
ЭИ помогает приспосабливаться к разным жизненным условиям, справляться со стрессовыми ситуациями, достигать карьерных высот и преодолевать трудности. Социализация ребенка в школе, его мотивация к учёбе, желание контактировать с людьми и исследовать внешний мир напрямую зависят от эмоционального климата внутри семьи.
Для ребенка самые близкие люди, от которых он ожидает помощи, – это его родители. Однако поддерживать другого – непростое дело, требующее деликатности.
Для развития эмоционального интеллекта дома - родители с детьми должны научиться правильно, общаться, делится эмоциями, чувствами, переживаниями и чаще вместе играть.
Психологи сравнивают внутренние переживания ребенка с бочкой, которая заткнута пробкой: внутри все бурлит, а выхода нет, и ребенку, который хочет рассказать что-то маме, а его никто не слушает – в семье нет привычки делиться переживаниями.
Привычка делиться с близкими своими чувствами или эмоциями
должна стать семейной традицией – это бесценное живое общение.
Для этого нужно:
1. Играть с ребенком, чтобы помочь организовать такое живое общение. В любые семейные игры очень полезно вовлекать родителей, дедушек и бабушек. В игре всегда возникают эмоциональные ситуации и возможность поговорить о чувствах.
2. Рассматривать семейные фотографии, называть эмоции, всех людей на фотографиях.
3. Устраивать совместные просмотры мультфильмов и фильмов, в ходе которых обсуждать чувства, эмоции и поступки героев.
4. Родители должны учить ребенка распознавать эмоции в другом человеке по мимике, по голосу, по жестам, по поведению. В результате этого, ребенок научится распознавать чужие эмоции, он сможет сочувствовать другому человеку и оказывать ему эмоциональную помощь, поддержать, понять, учесть потребность и переживание другого, не сердить его, не огорчать. Появятся предпосылки и для добрых взаимоотношений внутри семьи.
5. Обсуждать с ребёнком случаи из школы.
Ребенок не всегда способен определить, что именно его мучает, как это называется. Анализируя оттенки чувства в игре, вы, например, можете сказать: я смутился, я в смятении, я робею, я стесняюсь и т.д.
Упражнение «Я – сообщение»
Родители должны побуждать к разговору своих детей и также рассказывать о своих переживаниях, т.е. показывая собственный пример и откровенность. Достаточно признаться в собственных чувствах и эмоциях, рассказать о них. Это то, что вызывает чувство доверия у ребенка.
Нужно обязательно говорить о своих чувствах, особенно, если они отрицательные.
Не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавляя гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.
Что делать, если нас переполняют эмоции, когда поведение ребенка мы считаем неприемлемым?
Ответ прост: нужно сказать ребенку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица.
Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребенке и его поведении.
Такие высказывания, в которых есть личное местоимение «Я», «Мне», «Меня», психологи называют «Я - сообщение».
Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме:
- «Мне не нравиться, я бы хотела и т.п.», «Я злюсь», «Я сержусь», «Я огорчена», «Мне скучно».
Схема «Я - сообщения»Конкретное описание того, что вызвало чувство
(«Когда я вчера увидела, какая ты грязная...»). Называние чувства в тот момент (...я почувствовала беспокойство.. » ). Называние причин («..наверное, это произошло потому что..» ).