Абай облысы білім басқармасының
Семей қаласы білім бөлімінің
"№25 жалпы орта мектебі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(7222) 51-47-35
Есепші бөлімі:
+7(72) 43-50-93
Нашар көрушілер
нұсқасы
19
декабрь
2024

Эмоциональный интеллект

          В становлении личности и социализации ребёнка важную роль играет эмоциональный интеллект (ЭИ) 

Эмоциональный интеллект – это способность понимать и управлять своими эмоциями так же, как и эмоциями других людей таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту.

ЭИ помогает приспосабливаться к разным жизненным условиям, справляться со стрессовыми ситуациями, достигать карьерных высот и преодолевать трудности. Социализация ребенка в школе, его мотивация к учёбе, желание контактировать с людьми и исследовать внешний мир напрямую зависят от эмоционального климата внутри семьи.

Для ребенка самые близкие люди, от которых он ожидает помощи, – это его родители. Однако поддерживать другого – непростое дело, требующее деликатности.

Для развития эмоционального интеллекта дома - родители с детьми должны научиться правильно, общаться, делится эмоциями, чувствами, переживаниями и чаще вместе играть.

Психологи сравнивают внутренние переживания ребенка с бочкой, которая заткнута пробкой: внутри все бурлит, а выхода нет, и ребенку, который хочет рассказать что-то маме, а его никто не слушает – в семье нет привычки делиться переживаниями.  

Привычка делиться с близкими своими чувствами или эмоциями

должна стать семейной традицией – это бесценное живое общение.

Для этого нужно:

 1. Играть с ребенком, чтобы помочь организовать такое живое общение. В любые семейные игры очень полезно вовлекать родителей, дедушек и бабушек. В игре всегда возникают эмоциональные ситуации и возможность поговорить о чувствах.

2. Рассматривать семейные фотографии, называть эмоции, всех людей на фотографиях. 

3. Устраивать совместные просмотры мультфильмов и фильмов, в ходе которых обсуждать чувства, эмоции и поступки героев.

4. Родители должны учить ребенка распознавать эмоции в другом человеке по мимике, по голосу, по жестам, по поведению. В результате этого, ребенок научится распознавать чужие эмоции, он сможет сочувствовать другому человеку и оказывать ему эмоциональную помощь, поддержать, понять, учесть потребность и переживание другого, не сердить его, не огорчать. Появятся предпосылки и для добрых взаимоотношений внутри семьи.

5. Обсуждать с ребёнком случаи из школы.

Ребенок не всегда способен определить, что именно его мучает, как это называется. Анализируя оттенки чувства в игре, вы, например, можете сказать: я смутился, я в смятении, я робею, я стесняюсь и т.д.

Упражнение «Я – сообщение»

Родители должны побуждать к разговору своих детей и также рассказывать о своих переживаниях, т.е. показывая собственный пример и откровенность. Достаточно признаться в собственных чувствах и эмоциях, рассказать о них. Это то, что вызывает чувство доверия у ребенка.

Нужно обязательно говорить о своих чувствах, особенно, если они отрицательные.

Не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавляя гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.

Что делать, если нас переполняют эмоции, когда поведение ребенка мы считаем неприемлемым?   

Ответ прост: нужно сказать ребенку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.

Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица.

Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребенке и его поведении.

Такие высказывания, в которых есть личное местоимение «Я», «Мне», «Меня», психологи называют «Я - сообщение».

Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме:

- «Мне не нравиться, я бы хотела и т.п.», «Я злюсь», «Я сержусь», «Я огорчена», «Мне скучно».  

      Схема «Я - сообщения»Конкретное описание того, что вызвало чувство

(«Когда я вчера увидела, какая ты грязная...»). Называние чувства в тот момент (...я почувствовала беспокойство.. » ). Называние причин («..наверное, это произошло потому что..» ).

Школа № 25Общеобразовательная школа в Семее